September 2, 2014

Путевые заметки. Финляндия

Начав писать заметки по дням я понял, что это не совсем удобно. Этому есть несколько причин: это и отсутствие интернета под рукой, и то, что после вращения педалей единственное желание - это свалиться и заснуть, а на утро что-нибудь съесть. Поэтому попытаюсь в своих постах разбить посещение различных стран, раскрыв их по категориям.

Начну, пожалуй, с Финляндии, поскольку мы провели в ней больше недели и за это время успели насмотреться вдволь на неё.

Люди

Первое, что меня поразило в Финляндии - это люди. В том плане, что они более открытые и отзывчивые, с большим интересом относятся к чему-то новому и тому, чего раньше не видели. Пока мы ехали из Хамины в направлении Хельсинки остановились в Порвоо. В нём случайно познакомились с Кристофером. Знакомство было совершенно случайно и спонтанно. Я сидел в кафе, а Дима вышел на минуту за вещами и возвращаясь буквально через минуту, говорит: "Собирайся. Я нашёл вписку. Зовут Кристофер". После этого мы двигались в направлении дома Кристофера. Дома Кристофер познакомил нас с Кайсой - своей супругой. Кристофер с Кайсой - тоже велосипедисты. Были в Мурманске и ещё в нескольких северных районах России с велосипедами. Кайса уникальная девушка - при отсутствии двух ног она умудряется ездить на велосипеде, радоваться жизни и открывать для себя что-то новое. О ней сняли фильм "Полноценная женщина", награждённый в номинации лучший студенческий кроткометражный фильм на кинофестивале в Финляндии. Она художник и дизайнер и вместе с Кристофером делают различные вещи. Они совершенно открыты были с нами, а Кристофера банально привлекли велосипеды с большими рюкзаками у кафе. Это классно. Классно познавать мир не через какие-то банальные вещи, а путём прямого взаимодействия между людьми. Когда я читал записки в ЖЖ своих друзей, то думал, что это нереально, что к тебе возьмут и подойдут, спросят банально откуда ты, а на вопрос "Где вы будете ночевать?" предложат тебе ночлег. В таких моментах осознаёшь себя несколько иначе.

1. Комната, который предложил нам Кристофер с Кайсой

2.

3.

Кристофер с Кайсой нам помогли найти "вписку" в Хельсинки у своей знакомой и это было начало нашего большого путешествия от людей к людям. От доброты к доброте. Вторым человеком, который нас приютил была Ката. Она имеет троих детей и имеет свою художественную студию. Она очень любезно нас приняла у себя, несмотря на то, что приехали почти в 10-ть вечера к ней, нагулявшись по вечернему Хельсинки после дороги из Порвоо, и накормила томатным супом. Что меня больше всего поразило, что людям здесь совершенно безразлично на политику. Точнее она есть, но где-то там, не касаясь напрямую. Ката сказала, что из-за ответных санкций России в отношении Финляндии и ЕС у них теперь продукты продаются по Putin's prices, т.е. по более высоким ценам.
Утро нас встретило хорошо - мы отправились кататься на велосипедах по Хельсинки, посетили крепость Суоменлинна, а также закупились едой в дорогу и пообщались с местным населением. Дима в вегетарианском кафе разговорилися с поваром, я с бомжом. Хельсинки показался нам совсем маленьким, но уютный.

4. Дима, Я, Кайса и Кристофер на пороге их дома

5. Несколько фотографий Порвоо

6.

7.

8.

9. Крепость Суоменлинна

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. Пешеходная улица в Хельсинки

Вечером нас ждала очередная "вписка" в пригороде Хельсинки, у парня из Германии - Марселя. Он учится в институте, а в Финляндию приехал на месяц отдохнуть. Мы классно провели у него время: поболтали обо всём, что знаем, кто где учился, что видел и т.п.

На следующее утро нас ждала дорога в направлении Сало. Сало - маленький город на пути из Хельсинки в Турку, где в последнем нас ждал паром в Стокгольм. Получив положительный ответ на couchsurfing.org, мы со всех сил отправились в Сало. Дождь шёл непереставая, но мысль о тёплой постели и чае согревала нас. За этот день мы проехали порядка 80-90 км в сильнейший ливень, в который я когда-либо ездил и Дима умудрился раза три проколоть колесо. Мелочь, а не приятно было останавливаться в ливень. Что касается людей, то ремонтируя уже совсем в ночи велик, к нам подъехал парень на заниженной машине и спросил нужна ли помощь. Единственный человек, остановившийся ночью рядом с нами и спросивший о том, необходима ли нам помощь. И на вид похож на любителя fixiebike. После этого случая нам пришло сообщение о том, что до места ночлега всего каких-то несколько километров. Их мы преодолели весьма быстро. На месте выяснилось, что это гостевой дом, неподалёку от Сало, со всеми удобствами: и кровать, и чистое бельё, и горячий душ и чай с печеньками. В общем, всё как в хостеле. Утром мы поздно проснулись, но успели съесть перед дорогой кашу с чаем и на вопрос, заданный Димой Лоре (девушка, приютившая нас по couchsurfing'у), сказал: "No, It's couchsurging". Это очень нас обрадовало и поразило одновременно.

21.

22.

23. Прощаемся с Финляндией на пароме из Турку в Стокгольм

24.

Из пригорода Сало мы отправились в Турку, но и тут нас ждала неприятность - вновь пробитое колесо. Было принято решение, что будем голосовать. Таким образом мы словили мужчину, который вообще не говорил по-английски, но согласился нас подкинуть до города. Это около 10-15 км, может даже больше было. Радость, что у него был небольшой грузовик, в который влезли все наши велосипеды и вещи. Ещё одна черта, которая нас поразила, когда мы начали стопить - это, что люди на нас смотрели весьма удивлённо. То ли от того, что видели впервые автостопщиков, то ли от того, что мы голосовали не на автомагистрали, а на пригородном шоссе, где трафик в разы меньше. Не знаю. После Сало мы уже решили таже действовать, но нас ждала неудача - никто, кроме одной женщины на малолитражке, не остановился. Решив, что делать что-то нужно, решили брать такси. 100 евро. "За эти деньги на Луну слетать можно!" - возмущался я, но поделать нечего нельзя было. До Турку доехалли мы быстро, 40-50 км пролетили моментально. Водитель отвёз нас прямо в порт, узнав, что у нас паром компании Viking Line. Мы быстро с ним попрощались и он пожелал нам хорошей дороги и добраться до Амстердама - нашей конечной точки. Уже на пароме мы встретили пожилого мужчину с супругой, услыхав, что мы говорим по-русски, стал напивать строчки из песни:
"Три танкиста — три весёлых друга —Экипаж машины боевой".

Одним словом люди в Финляндии меня поразили своей открытостью, добротой и большим желанием поговорить с незнакомцами и больше всего их привлекало, что мы из России.

Природа

Природа в Финляндии прекрасна! Здесь сочетаются и скалы, и горы, и море. Леса похожи на те, что растут в северных районах России: лиственные и хвойные породы преобладают. Мало берёз и других лиственных деревьев, зато много пашен. Сразу при переходе границы обращаешь внимание, что у нас огромные площади зарастают бурьяном, здесь - они обрабатываются, культивируются. Пейзажи порой похожи на те, что я видел в Краснодарском крае и Ростовской области: огромные поля пшеницы, овса и других культур и это при том, что Финляндии куда севернее этих российских районов. Однако, из-за своей северности здесь намного холоднее и больше дождей, чем даже в соседней Швеции. Этим природа Финляндии похожа если только Норвегии, как мне кажется, чем всей остальной Скандинавии.

25.

Инфраструктура и стиль жизни

У нас любят писать, что "там у них лучше". Да, объективно в Финлядии лучше, чем в России в плане комфорта. При входе в дом имеются специальные щётки для чистки обуви, машины стоят под навесами и не создают ад в виде неконтролируемой паркови, а сам тип жилья - это небольшие дома в несколько этажей, что с моей точки зрения является идеальным для проживания, а не 25-35-45-ти этажные ЖК. То, что у нас позиционируется, как посёлок элитного класса, охраняемый массой охранников и находящийся за огромным забором. Здесь такие дома и посёлки находятся, как в черте города, так и за ней. За всё время пребывания в Финляндии не встретил ни одного забора, выше моей талии. Поразительно, но это так. Да и заборы скорее декоративные. Касаемо дорог - они здесь прекрасны. Их много и они разные. Архитектра домов различна: это двухэтажные каменные дома, и деревянные срубы, и много других проектов, которые в России весьма редко можно встретить. Очень гармонично выглядит.
Есть как автомагистрали, так и обычные пригородные шоссе. Рядом с первыми, так и со вторыми есть велодорожки, помеченные специальным знаком. Очень удобно и сделано так, что велосипедист едет не просто по обочине, а поодаль от трассы. Во многих местах дорога освещается. Тёмные участки есть, но не так много. По пути следования нам встречались машины с российскими номерами. Основные регионы - это Санкт-Петербург и Ленинградская область, что неудивительно. Также встречались большое число фур с российскими номерами.
Стиль жизни в Финляндии очень специфический. После 5-6 вечера жизнь в небольших городах умирает, магазины закрываются и найти что-то съестное не представляется возможным. Спасало только наличие круглосуточных АЗС, при которых были небольшие магазины со всем необходимым. Цены в Финляндии сказать, что высокие - это ничего не сказать. Они очень высокие! После жизни в Москве ощущаешь себя настоящим бомжом и сендвич за 5 евро в кафе кажется непомерной роскошью по сравнению с российскими аналогами. Топливо стоит 1.5-1.7 евро за литр. Поэтому готовясь переехать в Финляндию лучше подумать несколько раз.

26.

В заключение скажу, что Финляндия хоть и приняла нас холодной и дождливой погодой, но осталась в сердце, как тёплая, милая, интересная и гостеприимная страна.


Велопутешествие-2014:

Начало велопутешествия!                                 Путевые заметки. День первый и второй


Самые интересные материалы о велосипедах в моём журнале:

Велопарад Let's bike it!               Стокгольм велосипедый

Второй московский велопарад                       Велосипедная Варшава                                   Второй московский велобульвар